FBS писал(а):
Цитата:
Омский ученый Валерий Шиллер, доцент кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог ОмГУПС, стал автором ноу-хау «Гибкое колесо», которое может увеличить скорость передвижения железнодорожных составов, срок эксплуатации колес и железнодорожного полотна, а также снизить затраты энергии.
Как сообщает РИА «ОмскПресс», в мире аналогов этому изобретению нет: произошла кардинальная модернизация железнодорожной колесной пары, которую используют уже более 170 лет. Ученый добавил колесу прорезиненную прослойку, сделал детали независимыми друг от друга — это сделает ход более мягким, сцепные качества лучшими, а сопротивление материалов при движении тележки по рельсам уменьшится в 2 раза.Валерий Шиллер пояснил: «Можно такое сравнение привести, что если из Омска в Новосибирск — это у нас ровный участок — один электровоз может уже тянуть не 2 поезда — не 6, а 12 тысяч тонн». «Гибкое колесо» — только часть проекта «Высокоскоростная гибкая транспортная система», который, по задумке создателей, позволит снизить затраты на доставку товаров и, в итоге, снизить их стоимость — то есть существенно повлиять на экономику страны. Также авторы надеются посодействовать развитию предприятий региона, которые могут быть задействованы в проекте. Проект дорогостоящий, и изобретением уже заинтересовались в Европе и Японии, но ученые надеются на господдержку.
Только, кажется мне, что подобная система уже давно в Германии использовалась: стальной диск, по его окружности - набор специальных секторных резиновых демпфирующих деталей, и на резину сажается стальной обод, обладающий некоторой гибкостью, который и катится по рельсу. Или омский учёный предлагает несколько иную конструкцию? Такая конструкция использовалась на высокоскоростных поездах и по замыслу должна была уменьшить шум и вибрацию, сделать поездку более комфортной. Но в 1998г. один такой обод лопнул. Результат - 101 труп. Про эту катастрофу даже фильм был со всеми подробностями (Discovery:"Сценарий катастрофы. Крушение в Эшеде"). Вроде бы уже отказались от такой конструкции колеса. Вот, например, информация про крушение, больше лень было искать:
http://ru.wikipedia.org/wiki/InterCityExpress :
Цитата:
Катастрофа у Эшеде
Катастрофа ICE у Эшеде произошла 3 июня 1998 и является самой серьёзной катастрофой в истории немецких железных дорог, а также в истории скоростных поездов вообще. При столкновении ICE 1, сошедшего с рельс во время движения со скоростью 200 км/ч, с опорой моста погиб 101 человек и 88 тяжело пострадали.
Катастрофа произошла по причине разрыва бандажа (на тот момент использовались двухблочные колёса с резиновыми демпфирующими элементами для повышения плавности хода) одного из колёс передней колёсной пары задней тележки первого вагона (из-за чрезмерной эксплуатационной нагрузки в изношенном состоянии), произошедшей за 5,5 км до места катастрофы. Одна часть бандажа, которая после его разрыва пробила пол вагона и осталась защемлённой в тележке, при прохождении поездом стрелки ударила в направляющий рельс, вызвав тем самым сход тележки с рельсов. При проезде следующей стрелки сошедшее с рельса колесо переставило её, что вызвало переход второго вагона на скорости 198 км/ч на соседний путь с последующим столкновением третьего вагона поезда с опорой моста и её разрушением. Силой рывка вагоны были оторваны от ведущего приводного вагона. Четвёртый вагон перевернулся и упал рядом с полотном. Мост рухнул, разорвав обломками на две части пятый и полностью погребя под собой шестой вагон. Все следующие вагоны, толкая друг друга, сложились по эффекту «гармошки» на мосту, а также перед ним. Задний приводной вагон сошёл с рельсов, но остался сравнительно неповреждённым. Ведущий приводной вагон благополучно остановился только через два километра.
Определённая доля вины в катастрофе лежит непосредственно на Deutsche Bahn, поскольку введение многокомпонентных колёс (с бандажом, соединённым с дисковой частью колеса резиновыми демпфирующими элементами) требовало расчётной оценки усталостной прочности бандажа и проведения в достаточном количестве стендовых и ходовых испытаний этого типа колёс, что не было сделано ни перед введением в эксплуатацию составных колёс с резиновой амортизацией с 1992 года, ни в последующее время.
P.S. На днях в Окуловке видел проходящий на малой скорости поезд - вылитый ICE 3. Сейчас там идут ходовые испытания нового скоростного поезда "Питер - Москва". Слышал, что поезд тоже сименсовский.