Полгода назад, 4-5 июня, началось широко разрекламированное контрнаступление ВСУ на Запорожье, которое ждали как на Украине, так и на Западе.Направление основного удара и его примерное время было известно даже не из данных разведки, а анонсировано самими украинцами за много месяцев до его начала. Сюрприза здесь быть не могло, потому что возможный успех сулил благоприятные последствия:
выход к побережью Азовского моря, разрезание группировки ВС РФ на 2 части, уничтожение Крымского моста огнём из РСЗО «Химарс» и дальнейшая блокада полуострова.
Выбор украинского командования пал на рубеж
Работино-Нопопрокоповка-Вербовое, куда 4-5 июня и пошел основной накат свежих частей ВСУ, укомплектованных западной бронетехникой. Практически с первых часов ВСУ столкнулись с настоящим огненным штормом: контрнаступателей встретили минные поля, укрепления, огонь артиллерии, авиации, ПТРК, а также рой дронов-камикадзе. Именно тогда все увидели, как горят американские БМП М2 Bradley, немецкие танки Leopard 2A6, инженерные машины Bergenpanzer, Leopard 2R HMBV, БТР Stryker, БМП Marder 1A3, шведская CV9040C и прочий «зоопарк» различной техники. Немалый вклад в развал этого «зверинца» внесли ударные вертолеты Ка-52, уничтожившие несколько колонн техники, и всем известные «Ланцеты».
По всей видимости, расчет командование ВСУ строился на повторение осенних событий 22-го года в Харьковской области, когда украинские подразделения быстрым рывком продвигались по территории, не встречая особого сопротивления ввиду различных проблем у подразделений ВС России и ФСВНГ, которые отвечали за данное направление. Из различных сливов в западных СМИ становится известно, что противник на полном серьезе наступал по принципу «русские увидят немецкие леопарды и разбегутся». Но никто не разбежался. На Запорожье противник столкнулся, во-первых, с подготовленными позициями, а во-вторых с мотивированными бойцами 58-й общевойсковой армии, 22-й ОБрСпН, подразделениями морской пехоты и ВДВ. Эти два фактора во многом позволили не допустить глубокого прорыва в первую очередь 47-й и 82-й бригад ВСУ, которые считались элитными бригадами прорыва, оснащенными и обученными западными инструкторами.
Одновременно с этим противник активно наносил ракетные удары по тыловым районам, стараясь «выключить» склады, КП, базы авиации и Черноморского флота. Да, делал это не совсем безуспешно. Чего стоит хотя бы удар по штабу ЧФ, докам с «Варшавянкой» и БДК. Сюда же стоит отнести чувствительный удар баллистическими ракетами AGM-140 ATACMS по аэродромам в Бердянске и Луганске в октябре.
Итогом нескольких месяцев боев стал захват стертого в пыль Работино, и вклинивание в позиции ВС России. Противнику не удалось захватить Вербовое, где позиции смогли удержать десантники, морпехи и разведчики 22-й бригады спецназа при активной поддержке артиллерии и авиации. Не получился и анонсированный выход на Токмак, Бердянск и уж тем более выход на Крым, о котором ни раз заявлял тот же глава ГУР Буданов. Любопытно, но еще до контрнаступления ВСУ, Работино планировалось оставить в момент начала широкомасштабной атаки для выхода на более выгодные позиции южнее, однако это село в итоге превратилось в настоящее
украинское кладбище как техники и людей, так и надежд, ведь продвинуться дальше контрнаступатели не смогли. На левом фланге Запорожского фронта противник смог «запрыгнуть» в Пятихатки, которые находились в низине, но дальше наступать нужно было в высоту и из-за этого он был вынужден оставить село, где потерял много техники и пехоты.
Стоит особенно отметить роль нового вооружения российской тактической авиации, внесшего существенные накладки в украинское контрнаступление - авиабомб с универсальным модулем планирования и коррекции (УМПК). Появившись весной 2023 года, новые управляемые бомбы с каждым месяцем стали все чаще и больше падать на головы украинских военных, так удобно отодвигавших свое наступление. Летом УМПК посыпались на склады боеприпасов, штабы и командные пункты ВСУ в прифронтовых городах Орехов и Малая Токмачка, поставив украинскую армию в неудобное положение: и наступать нельзя из-за неготовности основных сил, и сидеть нельзя, так как противопоставить что-то летящим по их позициям фугасным ФАБ-500 они не в состоянии.
В итоге на протяжении практически двух месяцев ВКС РФ безнаказанно ровняли украинские тыловые объекты в прифронтовых районах Запорожской области, чем внесли определенные коррективы в столь жданное всеми контрнаступление.
Немецкий танк Leopard 2A6 в прицеле БПЛА-камикадзе "Ланцет".Стоит также отметить, что по мере того как контрнаступление на Запорожье не двигалось с мертвой точки, противник в лице подшефных подразделений ГУР предпринимал вылазки и атаки на Белгородскую область, попытки высадиться в Крыму. Так или иначе, но все они были купированы, и не доведены до каких-либо серьезных успехов для противника, который в первую очередь старался сделать из подобных атак информационную бомбу.
После потери Бахмута, и проигранной в сражение с ЧВК "Вагнер" «Бахмутской мясорубки» Украине кровь из носа нужен был успех на поле боя, который в первую очередь был бы подкреплен медийно, что могло бы оправдать многомиллиардные вливания денег Запада в обучение и обеспечение ВСУ. На деле же украинская армия смогла добиться локальных успехов, которыми явно не могут быть удовлетворены как на самой Украине, так и в странах-спонсорах.
Вооруженные же силы России, несмотря на весь ворох проблем, бюрократии, лампасничества и прочего смогли не только выстоять, но и на разных участках фронта перехватить инициативу. Во многом, все события последнего полугода стали возможны благодаря мужеству, отваге и героизму русского солдата в окопах, в танке, за пультом «Ланцета» или FPV-дрона. Именно не благодаря, а вопреки мотострелки, танкисты, спецназовцы, разведчики, десантники, морпехи, летчики, доброльцы смогли выстоять и не дать ВСУ добиться каких-либо значимых успехов на поле боя, тем самым обрушив планы командования украинской армии.
Полный текст статьи: telegra.ph/Kontrnastuplenie-2023-12-03