ОТ "ЛЕТАЮЩИХ ТИГРОВ" К "ПАРШИВЫМ ОВЦАМ"
История вечно пьяного аса Грегори Боингтона
Грегори Боингтон родился 4 декабря 1912 г в Кер-д'Ален, штат Айдахо. В жилах будущего героя текла индейско-ирландская кровь, та еще смесь. Его мать после рождения сына вновь вышла замуж, но мальчик и его отчим, Грег Холленбек, всегда ладили друг с другом.
В возрасте восьми лет, Грег впервые поднялся в воздух, познакомившись со знаменитым Клайдом Пенгборном, перелетевшим впоследствии Тихий океан. ''Мне всегда нравилась идея полета. Я читал все книги об асах первой мировой войны, собирал модели самолетов и планеров''.
В 1934 году Боингтон окончил кафедру авиационного проектирования Вашингтонского университета, где он, помимо всего прочего, занимался плаванием и борьбой; получил степень бакалавра наук в области проектирования летательных аппаратов.
Вскоре после этого Грег женился. Военную карьеру будущий ас начал еще в высшей школе - как резервист. К 1934 году дослужился до звания младшего лейтенанта в школе береговой артиллерии. После увольнения в запас 16 июня 1934 года, Грег работал чертежником в Сиэтле у Боинга. Узнав однажды от матери, что его настоящая фамилия - Боингтон, Грег тут же использовал это как шанс для начала новой карьеры: заключенный брак не позволял ему вступить в морскую авиацию. Сменив фамилию и оставив семью с тремя детьми, 18 февраля 1936 г. Боингтон был зачислен кадетом в состав авиации морской пехоты, и приступил к обучению на авиабазе Пенсакола, во Флориде.
11 марта он официально стал морским летчиком и по распределению был направлен в Квантико, Вирджиния, в состав 1 авиакорпуса морской пехоты. В звании лейтенанта окончил школу морской пехоты в Филадельфии, и в июне 1938 года переведен в состав 2 авиагруппы (MAG 2) в Сан-Диего. 4 ноября 1940 года, Грег вернулся в Пенсаколу в должности старшего лейтенанта - инструктора.
К началу 2-й Мировой войны Боингтон имел большой налет часов и обладал значительным опытом, благодаря чему в 1941 г. был включен в AVG, более известную, как "Летающие тигры".
''Я служил в военной авиации с 1934 года и летал с 1935, и стал инструктором первоначального обучения, и в пилотировании вслепую. Там я встретил многих своих друзей, в том числе Джо Фосса. Я комиссовался и подписал контракт с группой американских летчиков - добровольцев в Китае (AVG) в сентябре 1941 года, так как очередного звания было долго ждать, а мне нужны были деньги. В AVG платили 675 долларов месячного жалования, плюс 500 долларов за каждую подтвержденную победу. В 1941 году это было то же самое, что сейчас 5000 долларов. С моей бывшей супругой, тремя детьми, с долгами и моим образом жизни - понятно, мне нужны были деньги… В Сан-Франциско, нас погрузили на голландское судно ''Бошфонтейн'', команду из 55 человек - мужчин и женщин. Если верить отметке в паспорте, мы были миссионерами в Китае; хотя, по моей личной легенде, я направлялся на Яву, в качестве гражданского пилота KLM. Точно так же поступали немцы, когда отправлялись воевать в Испанию. Но такие уловки, конечно, никого не могли одурачить - а особенно настоящих миссионеров на борту. Нас с Диком Росси сразу раскусили. Это было очаровательно, учитывая, что я никогда не был достаточно трезв, чтобы помнить легенду, и довольно небрежен с языком''.
Первый бой Грегори принял над Рангуном. Вообще-то этот период жизни Грегори изобилует темными пятнами, скандалами, попойками и экстравагантными выходками. Известно, что к 1942 г. он совершил 300 боевых вылетов, одержав в них - по заявлению самого Боингтона - 6 воздушных побед (Однако, документы AVG приписывают ему всего 4,5 подтвержденных побед, из них только две - в воздушном бою.). Боингтон не пылал нежными чувствами к AVG. В его специфических смачных воспоминаниях о том периоде жизни много негатива: офицеры – высокомерные идиоты, полетные карты – дрянь, самолеты – рухлядь, страна – ад и т.п. Более-менее почтительно он отзывается лишь о противниках-японцах: «В Кунь Мин была взлетная полоса длиной 7000 футов, которую, казалось, никогда не достроят - по крайней мере, пока наши военные не вступят в войну. Теперь, примите во внимание самую большую ложь: якобы, японские летчики были этакими поэтическими натурами в корректирующих очках. Я могу сказать, исходя из собственного опыта, что японские летчики, особенно из императорского флота, были лучшими в мире истребителями. Эти ребята не шутили. Если взяли на мушку - все, пиши пропало, они вас непременно собьют».
Летом 1942 г AVG была распущена, и 30-летний Грегори Боингтон мыкался по разным должностям почти год, практически не летал. Изнывавшему от безделья летчику пришла мысль создать из околачивавшихся в резерве, наказанных за драки, пьянство, воровство или просто оставшихся без назначения пилотов новое авиасоединение. Командование неожиданно пошло навстречу неугомонному летчику и дало добро на создание эскадрильи, получившей обозначение VMF-214. Однако оно запретило назвать новое подразделение "Ублюдки Боингтона", как хотелось Грегори, и тому пришлось за неимением лучшего удовольствоваться более нейтральным названием "Черные (Паршивые) овцы». Боингтон был самым старшим по возрасту из пилотов, благодаря чему и получил прозвище «Grandpappy», сокр. «Pappy» – «Дед».
В начале сентября эскадрилья VMF-214, в которой только три пилота имели боевой опыт, перелетела на передовой аэродром на островах Рассела, стартовав со знаменитого аэродрома Хендерсон Филд на Гуадалканале.
«Это было 16 сентября 1943 года, мы как раз прибыли на острова Рассела. Тогда и состоялся мой первый вылет в составе эскадрильи. 20 «Корсаров» разбились на пять звеньев, чтобы сопровождать 150 «Эвенджеров» и «Даунтлесс», которые собирались бомбить Баллале – такое место возле Бугенвилля. Мы сохраняли радиомолчание во время 600-мильного замкнутого маршрута, думая о чем угодно. Потом мы вошли в густую облачность, потеряли бомбардировщики из вида, и спустились под облака, чтобы вновь их найти. Достаточно уверенный в себе, я наблюдал, как бомбардировщики занимаются своим делом - и тут на нас обрушиваются 40 «Зеро» с полными баками, и эти парни были вовсе не глупы - ну, мне так казалось. Один из них подобрался ко мне сзади, помахивая крыльями - словно призывал меня стать в строй. А затем он обогнал меня. Как назло, я забыл включить прицел и зарядить оружие - но, когда я это сделал, он все еще был передо мной, так что я сразу его и грохнул. Еще одного снял с моего хвоста Мо Фишер, и тут мы направились к нашей группе, чтобы защитить бомбардировщики»
Когда небо очистилось от вражеских истребителей, «Корсары» развернулись на обратный курс. В этот момент, «Pappy» приметил «Зеро» почти над самой водой. Грег тут же бросился в атаку, но был вовремя предупрежден об опасности с тыла: еще один «Зеро» заходил ему в хвост. Мгновенно развернувшись, Грег успел дать лишь одну очередь, и «Зеро» на встречном курсе развалился в воздухе. Следом за ним, был сбит и третий, низколетящий самолет. Но и это было еще не все: вновь развернувшись, чтобы занять место в строю, Грег увидел поврежденный «Корсар» и атакующего его «Зеро». Боингтон тут же сбил этого японца, и вернулся на аэродром на последних каплях бензина.
«Черные овцы» с честью вышел из боевого крещения, полностью разгромив противника; сам Грегори Боингтон сбил в этом бою 5 самолетов врага! ''Я сбил пять вражеских истребителей в одном бою; больше у меня никогда так не получалось. Большая часть боевых операций - это довольно скучно, особенно, когда вы начинаете выигрывать войну и превосходите противника по численности».
17 октября 1943 года «Овцы» сопровождали «Эвенджеры» во время налета на аэродром Кахили, занятый японцами. Из 60 японских истребителей, в воздух не поднялся ни один. Вернувшись в Мунду Грег велел дозаправить «Корсары» и вновь появился над Кахили, вызвав японцев на поединок: Боингтон начал осваивать японский язык за время боев в Китае и на Тихом Океане. Завязался воздушный бой, во время которого «Корсары» сбили 12 «Зеро», в том числе «Pappy» сбил три, а сами «Овцы» потерь не имели.
Вскоре после этого эпизода VMF-214, вместе с ''Кобрами'' и ''Лайтнингами'' сопровождали группу бомбардировщиков В-24 ''Либерейтор''. Самолеты попали в бурю. Армейские истребители отстали и вернулись на свои аэродромы. Только Боингтон сопровождал группу до конца. В октябре VMF-214 завершила шестинедельный тур, и эскадрилья отправилась в Сидней на отдых. За 32 дня, майор Боингтон сбил в районе Бугенвилля 14 вражеских самолетов.
Сам Боингтон утверждал, что не имеет никакой определенной тактики борьбы с врагом. Так, на вопрос молодого летчика об основах тактики борьбы с японскими истребителями он ответил: "Тактика? Не требуется никакой тактики. Если увидел "Зеро", просто пристрели его, вот и все!"
Вообще Грегори Боингтон был любителем розыгрышей. Рассказывают, что он как-то использовал такую тактику: «Черная овца» вылетала «на дело», выстраиваясь в боевой порядок бомбардировщиков. При этом летчики в воздухе обсуждали по радио мнимые цели для бомбометания. Когда японские истребители вылетали на перехват, строй «бомбардировщиков» внезапно рассыпался и американцы, уже парами, падали на врага сверху.
В декабре 1943 VMF-214 вернулся к несению боевой службы, активно занявшись истребительными рейдами и сопровождением бомбардировщиков В-24 "Либерейтор". К 27 декабря американский ас одержал над Рабаулом свою 25 победу. Из всех американских летчиков, воевавших во 2-й мировой войне, только один Боб Джонсон, сражавшийся в небе Европы, имел более длинный список наград, чем у Боингтона. Но в начале 1944 г. фортуна, до сих пор улыбавшаяся непоседливому асу, внезапно отвернулась от него. 3 января 1944 г над Рабаулом Боингтону и его ведомому пришлось вступить в бой с 12-ю японскими истребителями "Зеро". Сначала Грегори с расстояния 360 метров расстрелял один из вражеских самолетов, но затем японцам удалось "завертеть карусель" и сбить обоих американцев. Победу над "Pappy" приписывают 19-летнему асу императорской морской авиации Масайиро Кавато. Боингтон выпрыгнул из падающего самолета с парашютом буквально за несколько секунд до того, как "Корсар" врезался в воду. Но разъяренные японцы на этом не успокоились: они сделали заход на барахтающегося в волнах американского летчика и обстреляли его, тяжело ранив Боингтона. Через восемь часов его подобрала японская подводная лодка, доставившая американского аса в Японию.
Американцы искали летчика, но ''Каталина'', отправленная на поиски Боингтона, вернулась ни с чем. «Деда» объявили пропавшим без вести, хотя никто не сомневался в его смерти.
''К счастью, команда субмарины пыталась мне помочь. Они были чрезвычайно гуманны - и мне было интересно, не являлось ли это своего рода лекарством от того, что, возможно, ожидало меня в будущем. Один из них говорил по-английски, и заверил меня в том, что я поправлюсь…»
И далее о пребывании в лагере: «Большинство из охранников вели себя довольно брутально - в смысле, что нас довольно часто били, но если вы находили способ переиграть их - все было в порядке. Там был один толковый переводчик, с образованием в Гонолулу, и это его заслуга, в том, что я, и другие, остались живы. Потом, эта старая леди, на которую я работал на лагерном пищеблоке. К тому времени, я потерял в весе 60 -70 фунтов, и выглядел не лучшим образом. Она позаботилась обо мне, за что я очень благодарен. К тому же, я не брал в рот спиртного целых 20 месяцев - видимо, потому и живу так долго. Только один раз, накануне нового года, охранник дал мне глотнуть сакэ. Другая важная причина - это мистер Коно, таинственный субъект в униформе без знаков отличий, говоривший по-английски. Он, наверное, сделал больше для спасения американских жизней, чем кто - то еще. Нет, я не держу обиды на японцев. Этот было бы глупо, ведь хорошие и плохие люди есть везде. Кругом всегда хватало японских гражданских лиц, которых регулярно бомбили - тем не менее, они всегда выказывали нам расположение, а не антипатию. Многие из них даже втихаря снабжали нас пищей, и если бы их поймали на этом - им бы здорово не поздоровилось. Когда я думаю о том, как японцы относились к военным в их собственной стране, мне всегда становится не по себе при мысли о том, как мы обошлись с ''нашими'' японцами - отняли у них дома, и работу, а их самих бросили в лагеря.
Нас держали в курсе военных новостей, особенно те из охранников, которые относились к нам дружелюбно. Кроме того, мы слушали, что обсуждает охрана между собой. Я довольно быстро стал понимать японскую речь, ключевые фразы и слова. Новоприбывшие пленные также щедро делились информацией. Мы знали, что Япония проигрывает войну; а в феврале 1945 года мы из нашего лагеря Офуна, наблюдали массовый налет на Иокосуку. Японцы сообщили мне, что Рузвельт умер, а Германия капитулировала. Позже, нас переместили из Офуны в настоящий лагерь для военнопленных - это было великое дело, потому что вплоть до этого момента мы по своему статусу ''не дотягивали'' до военнопленных. По крайней мере, нам позволили сообщить родне, что мы живы и находимся в довольно сносных условиях. Я почувствовал себя лучше, особенно когда участились налеты В-29. Когда начались эти налеты, нас заставили расчищать щебень и рыть туннели в холмах возле Иокогамы. Однажды, охранник сказал мне, что его дом в Нагасаки разрушен бомбой. Он говорил по-японски, и я мало что понял - только то, что весь город был разрушен одной единственной бомбой. Это было за пределами моего разумения, и только после освобождения, я узнал, что это правда. Охранник также сказал, что война окончилась. Они все напились, узнав об этом - я мог их понять; но нас беспокоило то, что некоторые открыто предлагали с нами расправиться, так что мы чувствовали себя не очень уютно. На следующий день пришел старший офицер, и стал раздавать витамины и новую одежду - словом, готовить нас. Шесть дней спустя, я стоял перед новым, шикарным зданием, где разместился Швейцарский Красный Крест. Еще через несколько дней, В-29 сбросили нам одежду и пищу, причем нескольких ребят убило контейнерами. Вскоре появились морские пехотинцы и моряки - и мы смогли покинуть лагерь».
В сентябре 1945 г американский ас вернулся в США, где его встретили, как выдающегося героя. Получив звание подполковника морской пехоты, 4 сентября Боингтон завершил Victory Bounds Tour, и спустя месяц был награжден Флотским Крестом из рук командующего морской пехотой США, генерала Вандергрифта.
5 октября президент Трумен лично вручил Боингтону высшую награду США - Почетную Медаль Конгресса - которой "Пэппи" был "посмертно" награжден еще в марте 1944 г.
Одержавший за войну 28 подтвержденных и 4 неподтвержденные воздушные победы, получивший несколько самых престижных наград Америки, воинственный Грегори Боингтон плохо адаптировался в мирной жизни. От безделья он опять начал много пить, дебоширить, в 1947 г. ушел в отставку в звании полковника. ''Меня комиссовали из-за ранений, и мое положение стало хуже некуда - я не мог найти себе работу, пока не устроился спортивным рефери - стал судить бойцовские поединки на полставки. Моя вторая жена, Фрэнни, помогала мне избежать серьезных неприятностей, хотя куда бы я ни пошел - всюду находился полицейский, страстно желающий меня упечь, особенно, когда я выходил из бара. Они вызывали газетчиков, просто потому, что им хотелось увековечить свое имя в прессе, за мой счет. Потом, несколько лет, я торговал пивом - романтично, да? Но, это хотя бы помогало мне как-то сводить концы с концами, несмотря на то, что я выпал из активной жизни."
Десять лет спившийся ас находился в кризисном состоянии, пока благодаря своей необычайной силе воли ему не удалось преодолеть этот недуг (рассказывают также, что он перестал пить, после того, как выпал из поезда); в 1955 г. он нашел себе работу, связанную с авиацией и вновь начал летать.
В конце 50-х гг в свет вышла его книга мемуаров "Бэ-э, Бэ-э, Черная Овца", сразу же ставшая бестселлером; в 1976 г. по этой книге был снят одноименный телевизионный сериал (у нас он назван просто и без затей "Блеянье черной овцы"). Он, кстати, выложен без перевода на YouTube, как и документалка «The True Story of the Black Sheep Squadron».
Грегори "Пэппи" Боингтон скончался от рака в Калифорнии в январе 1988 г. Сын Боингтона также стал летчиком и участвовал во Вьетнамской войне в качестве пилота 555 TAF.
Вложение:
Грегори Боингтон.jpg [ 263.67 KiB | Просмотров: 4443 ]