отзыв от Стиллавина:
http://stillavinsergei.livejournal.com/188631.htmlПосмотрел это кино, и, вспоминая мнения «за» и «против», скажу вот что: те, кто смотрел «просто фильм» и искал в нём недочёты, это отрезанный ломоть. Не больше и не меньше. Потому что и в книге, и в кино есть глубокая идея, глубокая суть, и не понять её – значит быть чужим на этой земле, в этой стране (как любит выражаться эта публика).
Конечно, я мог бы пуститься в критиканский трёп про сомнительность выбора Безрукова как чтеца закадрового текста, про диссонанс с реальностью мега-пафоса в речах про «грядущее русское могущество», про положение еврейства, про подачу батальных сцен и про излишний гуманизм по отношению к зрителю при показе крови и жести вообще. Я мог бы всё это вывалить, несмотря на то, что фильм снят при участии ВГТРК, где я работаю – но суть моих впечатлений не в этом. Если бы мы жили в Конго, «Тараса…» можно было бы продрать за все огрехи, но я живу здесь и для меня важно совсем другое.
Самое главное, о чём сквозь сотни лет напоминает нам фильм – это острый вопрос современного человека: выбираешь ли ты Отечество и традиции своих предков или ты просто идёшь туда, где тебе хорошо? Но если ты выбираешь второй путь, то имеется некоторое осложнение: вместе с Родиной ты теряешь и самого себя, ты становишься просто человеком, у которого есть инстинкт – залезть во влажную норку, надеть клёвый прикид, сытно поесть и стать таким же, как те, к кому ты прибился. В современной традиции этому нашли удобное, никого не обижающее название – стать «человеком мира», космополитом.Собственно, эта идеология почти полностью победила – и помогают ей не только сказки про «права человека», но и реальности нашей жизни, её нищета (хотя вряд ли кто-то во времена Тараса Бульбы жил богаче, чем мы теперь). Женщины наши без проблем выезжают за границу к новым супругам, мужчины из числа специалистов также не страдают при пересечении границы – все они едут «туда, где лучше». Даже само слово «эмиграция» исчезло из народного лексикона: свалить стало настолько просто и естественно, что весь мир стал нам «домом», тем более, что на настоящей Родине правят коррупционеры, хамы, пьяницы и прочее быдло.
Герой книги Гоголя (которую по чьей-то глупости изучают в школе в бессознательном возрасте) Андрей выбрал сладкую полячку, послав нахрен отца, брата, товарищей и свою землю – для него безумной красоты женщина заменила всё на свете. Глядя на актрису по имени Магда, я чувствую весьма определённым местом, что такая женщина может свести с ума, но имею ли я право поддаться действию своего пещеристого компаса и перечеркнуть всё, что есть в жизни? Ответ не так прост, ведь соблазн осязаем и страсть сильна, а вот якорь, который должен удержать тебя от проступка, кажется, всё слабее и слабее. Каковы отношения с родителями, есть ли у этих родителей принципы, что у тебя за товарищи, сильна ли в тебе вера и дорога ли тебе твоя земля? Можно ли считать её своей, если ты видишь, что любой чужеземец или просто нечестный человек с деньгами творит с этой землёй всё, что ему захочется? И что делать, если родители заняты бытовой вознёй и беспринципным зарабатыванием денег, если вместо товарищей – приятели, а веры просто нет?..
Если вы так же, как и я, задумались над этими вопросами, значит, фильм снят не зря и вышел он вовремя. Я не ожидаю массового понимания этого кино совсем молодыми – их головы промыты как надо, но люди моего поколения, признающие подлинные ценности, а не интернеционал похоти и сытости, имеют достаточно сил, чтобы начать двигаться в правильном направлении.