Цитата:
Российские ученые изобрели самогерметизирующийся материал, который в будущем предполагается использовать как внешнюю обшивку космических станций и кораблей для защиты от космического мусора.
Этот материал, по словам специалиста Центрального НИИ судового машиностроения Валерия Фельдштейна, напоминает кожу человека, которая затягивается после небольших порезов. Но ученые только приступили к работе, поэтому современные корабли по-прежнему будут защищать специальные экраны. По словам Фельдштейна, использование защитных экранов снижает вероятность повреждений обшивки модулей МКС до 3%.
Однако другие эксперты отмечают, что безопасность МКС в большей степени определяется не защитными экранами, а непрерывной и напряженной работой наземных специалистов, которые отслеживают движение космического мусора. Руководитель службы навигационно-баллистического обеспечения Центра управления полетами Николай Иванов к сообщению о новом изобретении отнесся скептически. «Это смотря какой будет порез корабля. Насколько я знаю, хороших, высокоэффективных защит не существует», - сказал он корреспонденту «Газеты».
По его словам, защита спасает МКС от совсем маленьких частиц, но и они тоже могут быть опасны. «Энергия, которая образуется при столкновении с частичкой весом 20--30 грамм, превышает энергию груженого "КамАЗа", который идет со скоростью 100 км/ч», - отметил Николай Иванов. При этом размеры частиц разные - это может быть мощный болт до 10 см в диаметре, который пробьет обшивку станции, а может оказаться и легкий кусок фольги. По словам Иванова, встречается в основном мусор размером больше 10 см, таких «соринок» более 13 тыс., из них около 7% - это обломки космических аппаратов. Количество мусора размером менее 10 см измеряется уже в сотнях тысяч, а менее 1 см - в десятках миллионов.
Руководитель службы навигационно-баллистического обеспечения рассказал, что сообщение об опасности столкновения приходит в центр за двое-трое суток до потенциального события. Таких предупреждений в прошлом году было 266, из них 41 эпизод сочли действительно серьезной угрозой и включили в так называемый «красный порог». То есть вероятность столкновения превышает 10-4.
В таких случаях станцию либо переводят с одной орбиты на другую, либо эвакуируют экипаж. Когда есть уверенность, что все закончится благополучно, какие-либо экстремальные действия откладываются. «Ведь МКС - это 300 с лишним тонн. Чтобы ворочать такую махину, нужно много топлива, - пояснил Николай Иванов - При этом если мы меняем орбиту, то нарушается вся программа. В общем, это целая работа, напряженная, сложная, но необходимая. Вот и вчера получили еще одно предупреждение о возможном столкновении с обломком китайского спутника».
Впрочем, на высотах, где летает МКС, мусора не так много. Ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт рассказал, что орбита МКС проходит на высоте в 350--450 км, где заметно воздействует атмосфера, и многие частицы сгорают. Больше всего замусорены высоты в 800--950 км и геостационарная орбита - 40 тыс. км. За движением космического мусора наблюдают как российская, так и американская системы слежения. «Хотя изначально эти системы предназначены были не для того, чтобы бороться с мусором, а для того, чтобы наблюдать ракеты противника», - заметил Натан Эйсмонт.