Большеохтинский мост, или Мост Петра Великого, шедевр мостостроения в России. Как и Эйфелева башня, он не был признан горожанами, но через какое то время, его красота стала неоспорима. И не зря его нарекли Невским Бриллиантом, когда в вечернее время на нем зажигают фонари.
Выставка проектов открылась 18 ноября 1902 г., отзыв о выставленных проектах был опубликован в журнале «Зодчий». В результате конкурса в январе 1904 г. были премированы проекты под девизами: «7,60» (составители военные инженеры — по технич. части С. П. Бобровский и по архит. части — В. П. Апышков; «Cronstadt-Toulon» (строит. общество Levallois Perret, проект инж. Эйфеля ), и «Два якоря» (инж. Антона Шмель, Вена). Приобретён также за 2000 р. вне конкурсный эскизный проект девизом «Свобода судоходству» (авторы: техн. части проф. Николаевск. Инж. Академии воен. инж. Г. Г. Кривошеин и арх. части воен. инж. В. П. Апышков). С.-Петербургская городская Дума в заседании 22 марта 1905 г., рассмотрела внеконкурсный проект Охтенского моста, составленного проф. Кривошеиным (техническая часть) и инженером Апышковым (архитектурная часть), и постановила принять основные черты, выраженные этим проектом, для составления детального исполнительного проекта. Основная идея проекта «Свобода судоходству» заключается в устройстве по середине реки (конкурсные условия требовали разводного пролета у правого берега) разводного быстро открывающегося (30 секунд) пролета в 20 саж. и двух боковых больших пролетов по 70 саж. каждый. Разводный пролет спроектирован раскрывающимся по системе Шинке. Боковые пролеты спроектированы в виде арочных форм с затяжкою. Основные преимущества этого проекта заключаются в следующем: 1. Удобство судоходства и размещение быстро разводящегося подъемного моста по середине реки. 2. Разводный пролет находится на фарватере и в самом глубоком месте. 3. В этом мосте по сравнению с другими имеется наименьшее число пролетов (3) и наименьшее число быков (2). 4. Малое число быков меньше всего стесняет живое сечение реки, проход льда и проход мелких судов. 5. При небольшом числе дорогих быков стоимость моста получается наименьшая. Полезная ширина моста 11 саж., из них 8,30 саж. отведены под мостовую и 1,35 х 2 — на тротуары, расположенные между главных ферм. Расчетный пролет главных ферм принят в 150 метр. Быки предполагается основать на кессонах, опущенных до глубины 12 саж. ниже ординара, береговые устои предположены на сваях за шпунтовыми перемычками. Облицовка быков и устоев гранитные. Стоимость моста определена по проекту в 4.200.000 р.
Однако и после принятия проекта фактически строительство долго не начиналось. Очередной раз изменилось направление моста. Новое направление Охтенского моста. На днях городское общественное управление получило уведомление министра внутренних дел, что направление постоянного Охтенского моста, в силу всеподданнейшего ходатайства города, утверждено от биржи Беляева на Малую Охту, вместо прежнего — от Смольного Монастыря на Большую Охту. «Зодчий», 1906, Вып. 13, С. 126
|