все древнерусские города в своей планировке стремились к кругу, символизирующему вечность, Царство Небесное. Организующим началом градостроительных композиций после крещения Руси являлись храмы, церкви и монастыри.
Во-вторых, в тех городах, где главным являлся собор в честь Спасителя или Божьей Матери, градостроительная композиция определялась фигурой креста. Главный собор возводился обычно на берегу водоема. Город развивался вдоль берега и вглубь, образуя естественный крест, наличие которого стремились подчеркнуть строительством храмов по концам креста. Такие кресты ясно видны в плане Киева, Новгорода, Владимира, Суздаля, Устюга и др. В городах, где собор посвящался Пресвятой Троице, композиционной фигурой оказывался треугольник.
В-третьих, расположение и наименование храмов и монастырей относительно священного центра города не являлось случайным. Оно, как правило, подчинялось определенным богословским представлениям. К примеру, если собор был посвящен Спасителю, то по сторонам от него строили храмы в честь Богородицы и Иоанна Предтечи, в результате композиционно в плане получалась своеобразная наземная топографическая икона Деисуса [9].
Нередко сам город в просторечии отождествлялся с собором. Об этом свидетельствуют, к примеру, такие выражения, как «поехать ко Святой Софии», что по контексту могло означать паломничество или в Константинополь, или в Киев, или в Новгород, или в Полоцк, поскольку алтари главных соборов в этих городах были освящены в честь Святой Софии. Тот же смысл имели и такие словосочетания, как «пойти ко Спасу, ко Успению, к Николе».
Доминирующие в древнерусском градостроительстве сооружения – соборы – демонстрировали величие самодержавия и церкви. Они внушали страх и благоговение перед божественной силой, требовали подчинения, соблюдения строгого иерархического порядка и религиозного канона. Соборы поддерживали вертикальную направленность городского пространства. Они воплощали в себе антитезу неба-земли, сакрального-профанного, света-тьмы, добра-зла. Пространственное восприятие культовых сооружений задавало направление движения – снизу-вверх, вызывая представление о подъеме, росте, успешности, прогрессе.
Горизонтальную ось городского пространства подчеркивали крепостные стены. Они не только защищали от физических врагов, но и от исконного врага рода человеческого − дьявола и его слуг. Именно поэтому при строительстве обращали внимание на многие детали: общая длина стен или их отдельных сторон, их конфигурация, число ворот и башен, надвратных и башенных церквей. На воротах иногда ставились святые иконы, перед которыми горели лампады. Выделение преград наделяло город свойствами определенности, измеренности, освоенности, защищенности. Внутреннее огороженное и безопасное пространство противопоставлялось внешнему, открытому, враждебному. Отсюда и широко распространенный на Руси обряд «опахивания селения», преследовавший цель возвести вокруг него мистическую ограду от злых духов. С той же целью совершались и крестные ходы вокруг городов. С помощью них прокладывали вдоль оборонительных рубежей крепостных стен невидимую священную границу помощи Божьей, которую предстояло переступить врагу. Вера в крестные ходы на Руси была исключительно велика. Они особенно ярко свидетельствовали, что город воспринимался как совокупность церквей и монастырей, как единый соборный храм под открытым небом.
http://web.snauka.ru/issues/2012/05/12766