7 июля – 07.07.2007 – будут объявлены новые семь чудеса света. От России в этом голосовании представлен собор Василия Блаженного.
Мы призываем всех наших читателей поддержать этот уникальный отечественный памятник и проголосовать за него на сайте
http://www.new7wonders.com/.
Список семи чудес света был составлен более двух тысяч лет назад. И с тех пор сохранилось только одно из них – египетские пирамиды.
Швейцарец Бернард Вебер предложил обновить этот список и выбрать новые чудеса света. Определение победителей производится на сайте
http://www.new7wonders.com/путем подсчета голосов пользователей интернета во всем мире.
Эксперты ЮНЕСКО отобрали 177 претендентов, по которым в 2005 году началось массовое голосование.
В финал попало 21 чудо – как древние, так и современные.
7 июля - 07.07.2007 будут объявлены новые семь чудеса света.
Для попадания в список новых чудес света каждому из кандидатов необходимо набрать не менее 20 миллионов голосов.
От России в этом голосовании представлен собор Василия Блаженного – действительно совершенно уникальный шедевр архитектуры средневековой Руси. О том, чем примечателен собор Василия Блажного и почему он по праву называется одним из чудес света, мы попросили рассказать известного москвоведа Елену Лебедеву.
Храм Покрова на Рву на Красной площади, или собор Василия Блаженного, как его называют в народе, давно величали восьмым чудом света. В градостроительной символике Третьего Римасобор является образом Небесного Иерусалима - Града Божия.
В древности здесь, на бровке Москвы-реки, рядом со рвом, окружавшим Кремль, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, отчего и Красная площадь тогда именовалась Троицкой. В 1552 году Иван Грозный готовился к походу на Казань. По легенде, святой юродивый Василий Блаженный, предвидя будущее устроение благодарственного Покровского храма, начал собирать на него деньги: он приносил собранные монеты на Красную площадь, и даже воры не трогали их. А перед смертью в августе 1552 года святой будто бы отдал эти монетки Ивану Грозному. В том же месяце Василий Блаженный скончался и был похоронен в Троицкой церкви.
Царь, отправившись в поход на Казань, приказал ставить вокруг Троицкой церкви деревянные придельные храмы в честь тех праздников или святых, в дни которых русское войско одержало крупные победы. Так 30 сентября, в день памяти св. Григория Армянского, была взята крепостная стена Казани. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова, состоялся победоносный штурм города, и Казань пала. Иван Грозный с триумфом возвратился в Москву, и в честь этого события у Троицкой церкви поставили храм во имя Входа Господня в Иерусалим. А храм св. Варлаама Хутынского, вероятно, был создан в память отца Ивана Грозного, великого князя Василия III, который перед смертью принял постриг под именем Варлаам.
Эти деревянные храмы теснились вокруг старой Троицкой церкви. И святитель Макарий, митрополит Московский, посоветовал царю возвести благодарственный каменный собор с приделами: главный престол освятить во имя Покрова Богоматери, а престолы приделов – во имя тех же праздников, которым были посвящены деревянные церкви. И в 1555 году русские зодчие Барма и Постник Яковлев начали возводить Покровский собор на месте разобранной Троицкой церкви. А в правление сына Ивана Грозного, царя Федора Иоанновича были обретены мощи св. Василия Блаженного. Над его могилой в соборе возвели маленькую придельную церковь во имя Василия Блаженного, которая и дала храму Покрова на Рву второе название.
Уникальный Покровский собор стал символом национальной идеи Третьего Рима, когда Москва, осознав себя преемницей Византии, провозгласила своей исторической миссией сохранение Православной Церкви. В этом соборе не только молились - он сам был иконой в камне, представляя собойархитектурный образ Небесного Иерусалима - Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе).
Его девять глав в связи с посвящением собора богородичному празднику символизируют образ Богоматери как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. Восемь глав, расположенные вокруг центрального девятого шатра, в плане образовали восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует и день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарю был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное, которое наступит после Второго Пришествия Христа. Древнее предание гласило, что земная история человечества продлится семь веков, и Царствие Небесное представлялось «Царством восьмого века». Восьмиконечная звезда, символ Вифлеемской звезды, указавшей волхвам путь к родившемуся Спасителю Мира, стала символом всей Христианской церкви как путеводной звезды для каждого человека в Царствие Божие. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы, Владычицы Церкви: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства («непорочно зачала, непорочно родила, непорочно умерла»).
Восьмиконечная звезда в плане Покровского собора образована из двух совмещенных квадратов. Квадрат, знаменующий твердость и постоянство веры, является символом Вселенной: его четыре стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь четырех Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.
Центральный шатровый храм, освященный во имя Покрова Богородицы, объединяет остальные главы, собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство и покровительство Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Престолы в трех храмах на главной оси «запад-восток» последовательно развивают главную идею собора. Придельный храм, ближайший к Спасским воротам, освящен во имя Входа Господня в Иерусалим. В центральном шатре освящен главный престол во имя Покрова Богоматери. А в восточной главе собора находится Троицкий храм, устроенный в память о старой Троицкой церкви. Так на этой оси раскрывается богословская идея Покровского храма: от Входа Господня в Иерусалим, где Спаситель совершил искупительный Подвиг - к основанной Им Церкви, которая под Покровом Божией Матери предстоит перед Престолом Святой Троицы. И только через Христову Церковь открыт путь в Царство Святой Троицы - в Небесный Иерусалим.
Первоначально Покровский собор венчали 25 золотых глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни, а сам храм был окрашен в красно-белый цвет. Это было символом огненного Небесного Престола в окружении 24 старцев с золотыми венцами на головах и облаченных в белые одежды, как описано в Апокалипсисе. Внутренняя обходная галерея собора, расписанная орнаментом под Райский сад, в плане составляет двенадцатиконечный крест, что соответствует 12 вратам в стенах Небесного Иерусалима.
В старину на великие праздники богослужения совершались на Красной площади, которая превращалась в грандиозный молящийся храм. Духовенство занимало Лобное место, где ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем Храма под открытым небом. Символическая композиция Красной площади развивалась от входа через Воскресенские ворота с часовней Иверской иконы Божией Матери, почитаемой Райской Вратарницей, к Казанскому собору (образу Церкви Воинствующей), далее разворачивалась в направлении к Лобному месту, символу Голгофы, и завершалась Покровским собором - образом Града Божия, открытого человечеству подвигом Иисуса Христа.
Сорокашестиметровый шатер Покровского собора был самым высоким в средневековой Москве, пока Борис Годунов не достроил колокольню Ивана Великого до 81 метра. При Екатерине II собор реконструировали, и он принял свой современный облик. Его не раз хранила судьба. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а когда это оказалось невозможным, приказал взорвать его, но чудом хлынувший дождь погасил зажженные фитили. Потом Лазарь Каганович пытался его снести, чтобы расчистить место для демонстраций. И все же собор устоял. В престольный праздник здесь вновь совершается служба.