Spirit Forge писал(а):
ктстати эти врачи-евреи и юристы-евреи
мне напоминают кавказцев-врачей и кавкацйев-юристов -- русских людей от них пострадало больше, чем от всех фашистов вместе взятых
Суровые годы уходят в борьбе за свободу страны!
За ними другие прихоодят они будут тоже трудны!
История общины
В разное время в Боровичах было три синагоги. Первая каменная синагога была в 1905 году отнята правительством, которое предоставило еврейской общине взамен двухэтажное деревянное здание. Часть старой каменной синагоги сохранилась до наших дней. Деревянная синагога просуществовала до 1937 года. В период репрессий и воинственного атеизма ее передали в пользование "Боровичскому обществу трезвости". С новыми хозяевами синагога простояла около 4-х месяцев, затем в здании случился пожар, который полностью его уничтожил.
Примерно в это же время было закрыто еврейское кладбище и разрушен находившийся там дом омовений. На месте кладбища власти построили овощные склады, использовав под фундамент каменные плиты с еврейских могил. Сейчас сохранилось только несколько заросших мхом камней, на которых уже с трудом можно рассмотреть маген давид и имена захороненных.
С этого момента еврейская жизнь в Боровичах теплилась на квартирах и была практически подпольной. Женщины собирались в канун праздника Песах в доме часовщика Каца, чтобы напечь мацы. Мужчины собирали миньян для молитвы в доме Смоленских. Время шло, и ассимиляция делала свое дело. Уже все реже можно было собрать миньян. Старики звали к себе на кабалат шабат еврейских мальчиков, которым исполнилось 13 лет, но они уже не знали ни языка, ни традиций, ни древних молитв, так как родители опасались говорить дома на идиш, прятали старые талесы и другие культовые предметы в сундуках на чердаках домов.
Во время Великой Отечественной войны Боровичи был городом-госпиталем, куда привозили раненых. Для оказания помощи в город приехало много врачей евреев, большинство из которых осталось там после войны, так как их родные места были разрушены или уничтожены. Это была вторая волна притока евреев в город. Нельзя сказать, что после войны еврейская жизнь в городе закипела, но евреи поддерживали отношения друг с другом, создавали семьи.
Удивительно, но именно в период Брежневского застоя, когда все еврейское было запрещено и когда за изучение иврита можно было получить срок, начали вспыхивать искорки еврейской жизни. Евреи ходили друг к другу в гости и, сидя на кухне, в темноте, прислонив ухо к транзисторному приемнику сквозь шум и треск глушителей слушали новости радиостанции "Кол Исроель".
В период, когда общественное мнение называло эмигрантов предателями родины, люди решались на совершение алии. Несколько позже стали привозить из Москвы распространявшийся там самиздатовский журнал "Тарбут", который распространялся с большой опаской. Он переходил из рук в руки и зачитывался да дыр.
_________________