"Святой Олаф считается не только покровителем королей и Норвегии, но и скульпторов, так как почитание Святого Олафа породило совершенно новое искусство - скульптурную деревянную иконографию. Скульптурная икона стала быстро распространяться не только в Норвегии, но и в Нормандии, и на Руси, и в Византии, где в то время служило в армии и дворцовой страже большое количество норвежцев. Естественно появление примерно в это время в Византии скульптурных икон не вызывает удивления. Что вызывает удивление так это то, что "открытая" в 1923 году Н. Н. Серебренниковым на севере Пермского Края многовековая художественная культура деревянных скульптур Православных святых, была почему-то приписана какой-то коми-пермяцкой языческой традиции и какой-то "Золотой Бабе", породившей уже в наше время развесистую, елово-пихтовую аллюзию с Италией. Нет, "Золотая Баба" конечно была, она даже дала название одному из фино-угорских народностей - зырянам (на языке коми "Золотая баба" звучит как "Зарни ань"), но единственно достоверным описанием Зарни-ань является норвежские саги, о походе в Биармию (Пермь) для покупки мехов в 1023 году будущего убийцы Святого Олафа Торера-собаки, который эту самую Зарни-ань ничтоже сумнящеся украл, а золото перплавил. Это доказывает, что связь между Норвегией и зырянами существовала и несомненно в дальнейшем христианизация не могла удержать норвежцев от путешествий в соболиные места, и хотя не всегда они были дружественными, несомненно, что викинги ставшие весьма ревностными христианами, не могли не вырезать в этих путешествиях статуи Святого Олафа и других святых. Неспособность искуствоведов-первооткрывателей увидеть связь пермской Православной скульптуры с норвежской скульптурной иконографией представляется необъяснимой, до тех пор пока не узнаешь, что одним из этих первооткрывателей был Игорь Эммануилович Грабарь, и что в 1923 году комсомольцы-иконоборцы рубили статуи Пермских Святых топорами и жгли их на кострах. Конечно в то время академику Грабарю, спасителю русской иконописи, как живописной так и скульптурной, связь действительно великолепных произведений искусства с Олафом Святым была ни к чему, впрочем как и доказательства того, что христианизация Руси шла не только через Византию, но и через Норвегию и Великую Пермь"
_________________ "Конец придёт всевластью смерти" (c) Dilan Thomas "Вместе мы будем жить вечно" (с) "The Fountain"
|