кондак:
Дева днесь предстоит в Церкви,
и с лики святых невидимо за ны молится Богу:
ангели со архиереи покланяются,
апостоли же со пророки ликовствуют:
нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога
Сегодня Русская Православная Церковь совершает празднество Покрову Божьей Матери. Предание связывает праздник Покрова Богородицы с историческим событием, когда еще до Крещения Руси равноапостольным Князем Владимиром русские воины с моря осаждали столицу Византии — Константинополь, и по молитвам Царьградского Патриарха, духовенства и верующих, случилось чудо: Божья Матерь в сонме апостолов и святителей явилась в храме, и простерла над верными Свой спасительный омофор. В тот же час корабли наших предков разметала буря, и древний Константинополь был избавлен от неприятеля. Именно тогда, быть может впервые, русичи испытали на себе могущество десницы Божьей.
Поразительно, но – факт, что столь почитаемый Русской Церковью и пришедший к нам из Греции праздник, в самой Греции совершенно не празднуется.
Обыкновенно, на иконе Покрова Богородицы изображают блаженного юродивого славянина Андрея и его ученика Епифания. Именно их незамутненному духовному взору открылось чудо Пресвятой Богородицы, не видимое для большинства обывателей.
Помимо свв. Андрея и Епифания на иконе Покрова принято изображать преподобного Романа Сладкопевца, празднество которому (наряду с памятью апостола Анании) и совершают 1/14 октября в греческих церквах, а также в редчайших храмах исторической России, посвященных преподобному Роману Сладкопевцу.
Преподобный Роман Сладкопевец был родом из Сирии, из города Эмессы, из еврейской семьи, принявшей христианство. Его рождение относят приблизительно к восьмидесятым годам V столетия. В юности преподобный получил классическое образование, и возможно, и изучал медицину, что можно предполагать из текстов его песнопений, изобилующих древними медицинскими терминами. В этих песнопениях преподобный Роман обличал нечестивых лекарей, называя их «растленным собранием лжеврачей, чрез мзду души человеческие изымающих». Именно преподобный Роман первым ввел в употребление понятие «бессребреника», применяя его в отношении бескорыстных святых целителей.
Достигнув соответствующего возраста, Роман был рукоположен во диаконы для служения при церкви Воскресения Христова в Бейруте. Следует сказать, что в те времена Бейрут являлся крупным культурным центром восточного Средиземноморья. В 512 году еретики монофизиты свергли Антиохийского Патриарха Флавиана, а на его место поставили своего вождя – Севира Антиохийского, положив начало преследованиям православного духовенства. Преподобный Роман, твердо придерживаясь православных взглядов, переселился в Константинополь, поселившись в Кирах – квартале, в котором размещался монастырь и храм Пресвятой Богородицы. В монастыре Роман усердно подвизался в посте и молитве, а также совершал диаконское служение. Именно в храме в Кирах произошло известное Рождественское чудо, когда во время Всенощной прп. Роман погрузился в тонкий сон, в коем узрел Владычицу, повелевшую ему съесть некий свиток, после чего преподобный сподобился дара песнотворения. Согласно преданию, восстав от сна, преподобный Роман взошел на амвон, и спел известный кондак: «Дева днесь Пресущественного рождает…». С этих пор Роман становится церковным песнописцем, и в течение своей жизни составляет около тысячи духовных песнопений, многие из которых до сего дня употребляются в богослужениях. Интересно, что в отличие от церковно-славянского «сладкопевец», в греческом языке в отношении прп. Романа употребляется слово «o. melodos», означающее одновременно творца и мелодии и текста песнопения.
В дошедшем до нас древнем каноне посвященном преподобному Роману говорится: «Родом был из евреев, но ум имел утвержденным. Он не был фарисеем, но сосудом многоценнейшим».
Особенной любовью преподобного Романа пользовался Влахернский храм Богородицы. Он часто посещал его, и совершал в нем богослужения. Именно во Влахернской церкви впоследствии и произошло явление ныне празднуемого Покрова Божией Матери, и именно поэтому, не взирая на то, что преподобный жил в иное время, его неизменно изображают на иконе Покрова Богородицы.
Существуют некоторые указания на то, что в последние годы прп. Роман принял сан иерея, и совершал священническое служение. Однако в народной памяти он запечатлелся благоговейным, вдохновенным диаконом, и именно в этом сане запечатлен на иконах.
Святой отошел ко Господу в мирной старости, в возрасте 70-ти – 80-ти лет, и его святые мощи были погребены в той самой церкви в Кирах, где он получил божественный дар песнотворения.
Особым образом связано почитание этого святого с судьбой России. Преподобный Роман является покровителем рода Романовых. В 1902 году, святой страстотерпец Царь Николай Романов, в родовой усыпальнице своих предков Романовых, которая находится в подклетье Преображенского Собора Новоспасского монастыря в Москве, устроил храм преподобного Романа Сладкопевца. Особенностью этого храма является то, что на богослужениях вместе с верующими как бы присутствуют бояре Романовы, т.к. прямо в храме находятся их гробницы, между которыми и молятся прихожане. Большевики, пылавшие ненавистью к царскому роду, совершили омерзительное кощунство, устроив на месте храма отхожее место. В 90-х годах, когда началось возрождение Новоспасского монастыря, верующие миряне и монахи очистили святое место, привели его в надлежащий вид и восстановили храм, который действует по сей день. Помимо этого храма на территории исторической Руси существует только один храм в честь этого святого, который находится в Киеве.
свщ. Дмитрий Познанский , Киев
_________________ "Конец придёт всевластью смерти" (c) Dilan Thomas "Вместе мы будем жить вечно" (с) "The Fountain"
|