Green Day «21st Century Breakdown»Автор: Антон Обозный
"Rolling Stone", №59
Reprise / ****
Амбициозная панк-поэма о гражданских свободах
Как когда-то и предполагал один местный рок-герой, в конце концов время действительно показало, кто чего стоил в этой борьбе. Большинство резидентов поп-панка, от The Offspring до NOFX, давным-давно впали в скучный и несмешной обскурантизм, и только Билли Джо Армстронг по-прежнему строит из себя рок-н-ролльного Бенджамина Баттона и скачет козлом - вот к чему приводят отказ от алкоголя и приобретенное гражданское сознание. Новый диск Green Day - это грандиозный (причем не только по панковским меркам) сюжетный манифест на тему постбушевской Америки: несколько лет студийной работы, Батч Виг в продюсерах, кропотливейшая расстановка акцентов, 75 минут звучания, 18 треков, разбитых на три отделения: «Герои и мошенники», «Шарлатаны и святые», «Подковы и ручные гранаты». Сами авторы сравнивают свой альбом с «Born To Run» Брюса Спрингстина - вот они, новые поводыри нации.
Да, Green Day повторили сценарий, опять сработав на злобу дня: «21st Century Breakdown» - фактический сиквел «Американского идиота», пятилетней давности отповеди Бушу-младшему. Пнуть по мелочи своего президента - добрая поп-панковая традиция, но тогда Green Day резко повысили ставки, сыграв чуть ли не на поле Джелло Биафры: все же, когда за тему брались те же NOFX (которые, надо сказать, положили жизнь на разоблачение кровавого режима), это часто воспринималось как штрих, не всегда обязательное дополнение к шортам, пиву и лучезарному идиотизму. На этот раз от месседжа не отмахнуться. Герои пластинки - юная пара Глория и Кристиан, политическая активистка и разочарованный в мироустройстве циник, личным опытом отвечающие на вопрос, легко ли быть молодым в современной Америке. Есть, конечно, определенная ирония в том обстоятельстве, что жанр рок-оперы вдруг подняла на щит группа, вышедшая из субкультуры, не то что не склонной к сложным музыкальным формам, но презирающей таковые. Больше того: когда-то панк и стал той самой музыкой, что похоронила всю эту дурацкую концептуальную избыточность с похожими на химическую завивку соло. Теперь Green Day называют в числе своих вдохновителей Queen и играют на пианино как Элтон Джон - и это люди, учившиеся жизни по учебникам братьев Рамон. И все же в «21st Century Breakdown» столько миссионерской горячности, пафоса и идеализма, сколько после тридцати, казалось бы, попросту не бывает. Это музыка молодых, очень молодых людей, выдувающих из пионерских горнов натуральное американское «мы ждем перемен». Выдувающих с бровями, грозно сдвинутыми к переносице, с героическим притопыванием ножкой - перед вами отчаянно серьезный альбом, учитывающий все основные гнусности новой американской истории (от Ричарда Никсона до христианских фундаменталистов) и исполненный с такой прытью, что даже самый отъявленный скептик не объяснит ее только лишь грядущими тиражами. Размашистость замысла рождает неизбежные изъяны: здесь довольно песен, без которых можно было бы обойтись, это сильно затянутая пластинка. Но уже сейчас очевидно, что ее воспоют все (западная критика уже слилась в единой осанне), за вычетом разве что наиболее отмороженных ревнителей панк-рокерского кодекса - но их протестующий стон тут же утонет в реве стадионов. Это самая глобалистская из музык, просто прикинувшаяся агитпропом. Green Day образца 2009‑го - это как ICQ, IKEA или «Макдоналдс»: международная потеха, общее место, тотальный «I'm lovin' it». Справедливость, гамбургер и маленький американский флажок для всех - мы будем жить теперь по-новому, что еще тут скажешь.
(с)rollingstone.ru